Кассация определит судьбу имущества предприятия

Важное разбирательство разворачивается вокруг активов крупнейшей на Камчатке Петропавловской судоверфи стоимостью около 790 млн рублей. Пока идет судебный процесс над обвиняемыми в хищении, несколько компаний и предпринимателей заявляют о своих правах на возвращенное законному владельцу имущество, позиционируя себя добросовестными приобретателями. Параллельно часть земельных участков верфи перешла в государственную собственность для строительства регазификационного комплекса СПГ.
Недавно Верховный суд РФ взял в работу жалобы от компаний «ДВ-Рыбка», «ПродКам», «Камрыбфлот» и частных предпринимателей Виктора Каплунова и Михаила Корстецкого. Они уверяют в своей непричастности к проблемам, вызвавшим уголовное преследование. Ситуация примечательна тем, что материалы дела указывают на перепродажу похищенных активов предприятия аффилированным структурам.
В 2021 году следственные органы инициировали уголовное производство против руководителя рыбодобывающей фирмы «Сокра» Андрея Обедина, его жены-юриста Анастасии Обединой, экс-руководителя АО «Комкон» Павла Руденко и директора «ДВ-Рыбка» Татьяны Браже. Им вменяется особо крупное мошенничество. Согласно материалам дела, в апреле 2018 года Руденко, будучи генеральным директором «Комкона» — владельца верфи, тайно от единственного учредителя Николая Куйбиды организовал с соучастниками заем на 50 млн рублей с последующим увеличением до 70 млн рублей.
В течение 2019-2020 годов путем дополнительных соглашений общий долг «Комкона» перед «ДВ-Рыбка» вырос до 174,4 млн рублей плюс 35 млн рублей штрафов. В сентябре 2020 года новый гендиректор «Комкона» Андрей Обедин, нарушив устав, досрочно передал имущество судоверфи в качестве отступного. При этом активы оценили в 174,4 млн рублей, хотя их реальная рыночная стоимость составляла 787,88 млн рублей. В итоге десятки объектов — участки, здания, причалы — перешли к московской компании с последующей перепродажей.
История Петропавловской судоремонтной верфи, основанной в 1936 году, знала разные времена. Долгие годы она оставалась стратегическим предприятием судостроения на Дальнем Востоке. В 2014 году верфь обанкротилась, а в 2018 году ее приобрел на торгах Николай Куйбида за полмиллиарда рублей.
Обвиняемые отрицают вину и настаивают на законности всех операций, утверждая, что стоимость активов соответствовала задолженности. Дело рассматривается в Петропавловск-Камчатском городском суде, где в феврале ожидаются прения сторон.
Параллельно в арбитражных судах Николай Куйбида успешно оспорил дополнительные соглашения к договору займа и добился возврата активов. Верховный суд отклонил жалобы по первому решению, но принял кассационные жалобы по второму из-за новых обстоятельств.
По мнению Николая Куйбиды, создается опасный прецедент: осужденный за мошенничество может через доверенных лиц вернуть похищенное имущество после отбытия наказания. Он указывает на наличие в деле доказательств связи покупателей активов с обвиняемыми и подал ходатайство о приостановке рассмотрения жалоб до вынесения приговора.
Тем временем часть территории верфи уже перешла государству. В декабре 2023 года региональное министерство имущественных отношений заключило соглашение об изъятии участков для госнужд Камчатского края за 105 млн рублей. Здесь планируется строительство комплекса СПГ силами НОВАТЭК и «Запсибгазпром-Газификации». Исход рассмотрения в Верховном суде может повлиять на реализацию этого масштабного проекта.
Источник: www.kommersant.ru





