Регионы идут к обновлению: как реформируется местная власть

В последние дни на территории России стартовала новая стадия преобразований в системе местного самоуправления. Начал действовать федеральный закон, который предоставляет субъектам федерации возможность отказаться от двухуровневой структуры МСУ, сделать муниципальную власть более компактной, а также ликвидировать сельские поселения в качестве самостоятельных муниципалитетов. Эта реформа открывает для каждого региона свой путь развития, поэтому сценарии изменений на местах отличаются разнообразием, а сами инициативы вызывают широкий общественный резонанс.
Ярким примером становится Республика Алтай, где глава республики Андрей Турчак в конце мая вынес на обсуждение Госсобрания законопроект о прекращении существования сельских поселений как самостоятельной административной единицы. Нововведения вызвали активную реакцию жителей: группа противников реформы организовала акцию, временно перекрыв одну из ключевых магистралей региона — Чуйский тракт. Многим показалось важным выразить свое отношение к предстоящим изменениям, и несмотря на жесткость заявлений некоторых чиновников, общественный протест оставался в рамках закона.
21 июня в Горно-Алтайске состоялся митинг, организованный движением «Курултай алтайского народа». На центральную площадь города, по данным МВД, пришли примерно тысяча неравнодушных граждан, чтобы заявить свою точку зрения. В резолюции митинга прозвучали требования отставки руководства, если решение о реформе будет принято. Очевидно, что жители проявляют заинтересованность в будущем устройства собственной республики, их позиция была выражена открыто и мирно. Власти решили воздержаться от немедленных комментариев, но, как показали последующие события, услышанные пожелания все же повлияли на доработку проекта закона.
Диалог власти и общества: корректировки реформы
В ответ на волну протестов Андрей Турчак пересмотрел некоторые ключевые положения инициативы. Первоначальная версия документа предполагала «губернаторскую» схему назначения, когда руководителей муниципалитетов предлагает глава республики. После обсуждений с гражданами и общественными активистами было принято решение предоставить больше полномочий окружным советам — теперь каждый совет сможет самостоятельно решать, каким образом выбирать глав муниципальных округов. Среди опций — проведение прямых выборов, конкурсные процедуры, назначение из числа действующих депутатов или по иной модели. Вопрос будет открыт на обсуждение и принятие окончательного решения уже на заседании Госсобрания 24 июня. Такой подход демонстрирует гибкость и готовность услышать голос общества, сохраняя при этом курс на совершенствование МСУ.
Опыт других регионов: Красноярский край и общественная реакция
Похожую картину можно наблюдать в других частях страны. Весной значительный общественный отклик вызвали подобные реформы в Красноярском крае. Там инициативы, связанные с объединением районов и появлением новых округов, столкнулись с критикой жителей. В социальных сетях развернулась кампания в поддержку прежней системы управления, множественные видеообращения были направлены непосредственно к президенту. Запись губернатора Михаила Котюкова о преобразованиях побила рекорды по количеству отрицательных реакций — более ста тысяч пользователей выразили несогласие. Однако такой протест не остановил региональные власти, и в итоге изменения были утверждены почти в изначальном виде.
Пример Красноярского края говорит о сложности подобных реформ: даже в случае активного несогласия населения диалог зачастую продолжается на множестве площадок, а решения формируются, исходя из баланса интересов региональных и федеральных властей и мнения жителей. Губернатор Михаил Котюков признал, что общественная обратная связь играет важную роль в корректировке подхода к проведению преобразований.
Стратегии изменений: как реформируются другие регионы
Различные субъекты федерации выбирают разный темп и инструменты реформирования муниципальной власти. В одних регионах — таких, как Якутия, Бурятия, Вологодская область, Омская область, Псковская область, Тува и другие — реформы идут постепенно, с учетом местной специфики, исторических и культурных особенностей. Ряд субъектов, включая Приморский край, Забайкалье, Камчатку, Новосибирскую и Томскую области, экспериментируют с новым распределением полномочий между муниципалитетами.
В Еврейской автономной области, Мордовии, Воронежской и Саратовской областях идут собственные обсуждения: местные парламенты проводят общественные слушания, собирают предложения и корректируют законодательные инициативы. На федеральном уровне большую роль в анализе и координации процессов играют эксперты, депутаты, такие как Павел Крашенинников, Алексей Еремеев, Людмила Осмоловская, Дмитрий Колобов, Андрей Дунаев и Михаил Зубарев. Их задача — найти наиболее эффективные механизмы повышения качества жизни граждан без потери самобытности и эффективности местных сообществ.
Позитивная динамика и взгляд в будущее
Проведение реформы МСУ в России — продуманное движение к более эффективному управлению на местах, позволяющее сделать решения ближе к людям. Активное участие простых граждан, открытый диалог между обществом и властью, а также учет местной специфики и традиций создают условия для того, чтобы перемены воспринимались как шаг вперед, а не как формальная перестановка. Готовность к компромиссам и расчет на обратную связь способствуют росту доверия между жителями и руководством регионов.
Новое устройство местной власти открывает перед регионами большие перспективы. Преобразования, в которых принимают участие как руководители — такие, как Андрей Турчак и Михаил Котюков, так и активные граждане, нацелены на создание условий для стабильного развития, повышения качества жизни и эффективного использования ресурсов. Позитивные примеры наглядно показывают: успех реформы зависит от вовлечения всех сторон и готовности к совместному поиску гармоничных решений.
В феврале, накануне вступления в силу нового федерального закона о местном самоуправлении, председатель комитета Государственной думы по вопросам государственного строительства Павел Крашенинников обратил внимание на то, что российские регионы по-разному подходят к переходу на одноуровневую модель организации муниципалитетов. В двадцати субъектах к тому времени уже полностью завершили переход и ликвидировали сельские поселения благодаря реформе, стартовавшей в некоторых местах еще в середине 2010-х годов. Еще в 25 регионах запланировали частичный переход, в 26 — намечен полный ввод новой системы, а в 18 субъектах приняли решение сохранить двухуровневую структуру.
Большинство субъектов Российской Федерации, объявивших о стопроцентном переходе на одноуровневую систему, по факту уже были довольно продвинуты в проведении этой реформы. Так, становление новых округов на территории Приморского края началось еще в 2019 году, а к маю 2025 года эта модель развития была официально закреплена в уставе региона. Схожие процессы происходили и в других регионах — таких как Забайкальский край, Камчатка, Вологодская, Омская, Псковская и еще целый ряд областей.
Разные подходы к реформам
Впрочем, не все субъекты, заявившие о готовности к переходу, торопятся притворять эти планы в жизнь: к примеру, республика Тува пока предпочла взвесить все детали, ведь любая реформа требует тщательной подготовки и учёта особенностей регионального развития. Аналогичная ситуация и в Еврейской автономной области, где руководство уделяет время детальному рассмотрению перспектив реформирования местного самоуправления.
В некоторых регионах внедрение новой модели местного самоуправления пройдет частично или будет обсуждаться уже новым созывом парламента. Так, в Новосибирской области ключевые решения по однороувневой структуре будут принимать уже депутаты, избранные в сентябре. В Томской области вопрос изменения территориального устройства по-прежнему на стадии активного рассмотрения. Бурятия не спешит переходить к одной ступени управления, ведь, по мнению местных властей, возврат к прежней системе после реформы будет невозможен. По словам представителей Свердловской области, вопрос упразднения немногочисленных сельских поселений и вовсе утратил остроту — современные реалии позволяют сохранять существующую схему без необходимости существенных изменений.
Устойчивость двухуровневой модели
Там же, где выбрали сохранить двухуровневое местное самоуправление, регионы твердо придерживаются намеченного курса. Например, Якутия заявила о политическом согласии оставить прежний подход и пообещала утвердить соответствующий законодательный акт до конца текущего года. В Мордовии этот этап уже пройден — реформа там одобрена ещё в мае, а жители Воронежской и Саратовской областей также могут быть уверены, что существующая организация муниципалитетов сохраняет свою актуальность.
Гибкость и новый вектор развития
Новаторский подход к муниципальному устройству в каждой российской области формируется с учётом многолетнего опыта и сложившихся традиций. Местные парламенты взвешенно подходят к выбору оптимальной модели управления, адаптируя реформу к нуждам и уникальным особенностям каждого региона. Где-то быстрее принимают решения и внедряют новые подходы, где-то считают необходимым двигаться постепенно, учитывая мнение жителей и особенности административного устройства. Такой плавный и доброжелательный курс изменений позволяет надеяться на оптимальные результаты, а гибкость в реализации реформ способствует повышению эффективности работы органов местного самоуправления.
Перспективы муниципальной реформы
Российские регионы проявляют пример осознанного и взвешенного отношения к вопросам организации местного самоуправления. Поэтапный, разноплановый подход к реформированию, свобода выбора самой модели организации — всё это создает благоприятную почву для дальнейшего развития институтов муниципальной власти. Позитивный опыт накопленных изменений настраивает на оптимистичный лад: регионы смогут выстроить такие системы, которые максимально отвечают запросам и ожиданиям жителей, а местные органы власти получат больше инструментов для заботы о территориях и их гармоничного роста.
Сохранить нельзя отменить
Вокруг муниципальной реформы разгораются активные дискуссии: ее сторонники и противники высказывают аргументы, опираясь на собственный взгляд на развитие городов и поселков. Одни считают реформу важным шагом вперед, способным привнести свежие идеи в систему управления на местах и увеличить уровень участия граждан в решении жизненно важных вопросов общины. По их мнению, нововведения откроют дополнительные возможности для развития местной инфраструктуры, образования, медицины и культуры.
Оппоненты реформы выражают опасения, что изменения могут повлиять на стабильность привычной системы и вызвать сложности в переходный период. Тем не менее, даже критики признают, что обсуждение различных моделей муниципального управления — это важный этап на пути к совершенствованию качества жизни. Благодаря открытому диалогу есть шанс найти такие формы самоуправления, которые сделают наши города более удобными для жизни, а жителей — более вовлеченными в процессы принятия решений.
Разные точки зрения помогают сбалансировано подойти к будущим изменениям. Общие усилия, конструктивные обсуждения и готовность слышать друг друга способны сделать реформу не просто нововведением на бумаге, а реальным улучшением для каждого. Будущее местного самоуправления — это рост возможностей, современное развитие и крепкая связь между властью и жителями.
Читать далее
Сохранить нельзя отменить
Вопрос о необходимости муниципальной реформы остается актуальным, ведь он касается будущего благополучия каждой территориальной общины. Повышение эффективности управления, развитие современной инфраструктуры и возможность жителей влиять на решения — вот лишь некоторые плюсы, за которые ратуют сторонники изменений.
В любом случае, открытое обсуждение реформы помогает выявить лучшие идеи и модели. Совместными усилиями мы сможем сохранить все ценное, что было накоплено годами, и при этом смело идти навстречу новым возможностям. Преобразования — это всегда шанс для обновления и роста.
Читать далее
Источник: www.kommersant.ru





