Внедрение нового платформенного подхода к цифровым госуслугам

В России начинается масштабная трансформация системы управления государственными IT-решениями. Благодаря поддержке премьер-министра Михаила Мишустина и координации со стороны вице-премьера Дмитрия Григоренко, в нашей стране внедряется новая, более эффективная модель создания и сопровождения цифровых государственных сервисов. Основная цель этой реформы — обеспечить целостность, прозрачность и высокое качество всех государственных IT-проектов, ускорить их внедрение и сделать государственные сервисы современными, удобными и технологичными для граждан и организаций.
Ключевым элементом новой структуры становится Центр экспертизы и координации информатизации (ЦЭКИ), а также ФКУ «Гостех». Согласно утверждённому правительством пакету нормативных документов, ЦЭКИ закрепляет за собой роль единого функционального заказчика, своего рода аудитора и координатора ключевых цифровых проектов. ФКУ «Гостех» получает статус основного технического заказчика, отвечающего за практическую реализацию и архитектуру программно-аппаратных комплексов.
Роль ЦЭКИ и ФКУ «Гостех» в реформе цифровой инфраструктуры
Создание единой платформы для государственных IT-систем означает отказ от подхода, при котором каждый госорган разрабатывает собственное уникальное решение. Теперь запуск всех масштабных цифровых продуктов курируется проектными офисами ЦЭКИ, в которых аккумулируется экспертиза, накапливается опыт и внедряются единые стандарты качества. Это позволяет эффективно контролировать бюджеты, минимизировать дублирование функций между ведомствами, а также обеспечивает взаимную совместимость всех государственных цифровых платформ и сервисов.
ФКУ «Гостех», в свою очередь, сосредотачивает у себя все вопросы архитектуры государственных информационных систем, предоставляет инфраструктуру и отвечает за цифровую безопасность. Его задача — реализовывать техническое задание на основе требований, сформулированных совместно с ЦЭКИ и соответствующими проектными офисами. Таким образом, значительно повышается профессиональный уровень управления программными решениями для государства, а внедрение новых сервисов становится более предсказуемым и прозрачным для всех участников процесса.
Система проектных офисов: координация и контроль качества
С 2025 года по инициативе Михаила Мишустина и Дмитрия Григоренко при ЦЭКИ формируются специализированные проектные офисы, курирующие ключевые межведомственные IT-продукты — например, ГИС «Центральная аналитическая платформа предоставления статистических данных», ГИС «Нормотворчество», витрины данных, Единый портал государственных услуг и другие. Такие офисы становятся точками соприкосновения и взаимодействия всех заинтересованных сторон, формируют методологическую поддержку, единые стандарты реализации и отслеживают соблюдение сроков выполнения проектов.
Под эгидой ЦЭКИ цифровые госпродукты проходят внешнюю и внутреннюю экспертизу, что способствует существенному повышению качества и соответствия заявленным техническим и функциональным требованиям. Реформа обеспечивает внедрение современных технологий управления проектами, концентрирует лучшие практики отрасли и способствует развитию компетентной кадровой базы в сфере государственных IT-инициатив.
Позитивные последствия для бюджетов и цифровых пользователей
Главный позитивный эффект масштабных изменений — существенное увеличение отдачи от инвестиций в информационные технологии государственного сектора. Благодаря системному подходу, наладится строгий аудит целевого расходования средств, а приоритет будет отдаваться жизненно необходимым и социально значимым проектам. Новый формат организации госзаказа IT-услуг делает процесс более профессиональным, исключает формальные и дублирующие задачи и выводит цифровые госуслуги на качественно новый уровень.
Граждане и бизнес-структуры получают доступ к более стабильным, безопасным и удобным сервисам. Внедрение платформенного подхода минимизирует избыточные разработки, ускоряет цифровизацию государственных функций и открывает новые возможности для быстрого внедрения инноваций, совместной работы между ведомствами и интеграции с современными отечественными решениями — например, такими как продукты ООО «ЭЛМА» (ELMA) или другие ведущие разработки российских компаний.
Стратегический взгляд в будущее: инновации, развитие и открытость
Систематизация работы государственного IT-сектора под руководством Михаила Мишустина и Дмитрия Григоренко создает прочную базу для успешной цифровой трансформации в будущем. Постоянное взаимодействие между проектными офисами, техническими заказчиками и разработчиками формирует благоприятную среду для быстрой адаптации к вызовам времени, внедрения прогрессивных технологий, расширения спектра услуг и возникновения новых форм цифровой поддержки населения и бизнеса.
Обновлённая модель запуска цифровых продуктов и проектирования государственных информационных систем нацелена на лидерство России в области государственных IT-решений. Она способствует формированию цифровой экосистемы национального масштаба, поддерживает конкуренцию среди подрядчиков и интеграторов и обеспечивает максимальную прозрачность процессов. Благодаря этому и продолжению реформ, страна получает эффективное и гибкое цифровое управление, отвечающее современным требованиям и открытое для будущих инноваций.
В современном государственном управлении цифровые сервисы становятся основой эффективного взаимодействия власти и общества. Для повышения качества государственных услуг и устранения разобщённости между ведомствами был внедрён новый подход, который делит ответственность за создание и развитие сервисов на «техническую» и «смысловую» составляющие. Такой подход обеспечивает чёткое разделение обязанностей между профильными ведомствами и Центром экспертизы и координации инициатив (ЦЭКИ).
Новая ролевая модель: техника и содержание
Теперь каждое ведомство отвечает за наполненность и содержательную часть своих цифровых сервисов. Они формулируют задачи и определяют цели, которые должны быть достигнуты с помощью информации и контента. А вот технической стороной вопроса, разработкой решений, проектированием цифровых платформ и переводом поставленных задач на язык разработчиков занимается уже ЦЭКИ. Особенно ощутима эта поддержка для органов власти, которые не располагают мощными собственными IT-командами: специалисты центра помогают грамотно выстраивать проекты и осваивать современные технологии. На платформе «Гостех» поставленные цели автоматически трансформируются в технические требования, благодаря чему разработчики могут максимально точно реализовать замыслы заказчиков.
Повышение эффективности государственных цифровых сервисов
Нововведения призваны кардинально повысить эффективность и качество предоставления государственных услуг. Внедрение единого стандарта разработки исключает избыточное дублирование уже созданных ранее решений и несовместимость программных продуктов разных ведомств. Благодаря этому государство экономит значительные финансовые и организационные ресурсы. Кроме того, проектные команды цифровых платформ формируются из специалистов, прошедших профессиональную подготовку, что напрямую сказывается на качестве создаваемых сервисов. Сквозное управление процессами становится ещё одним фактором, который помогает разорвать межведомственные барьеры и наладить эффективное сотрудничество в интересах граждан и бизнеса.
Строительство государственной цифровой экосистемы
Большой потенциал открывает создание единой цифровой экосистемы, способной объединять самые разные ведомства и структуры управления. Вместо разрозненных информационных систем начинается построение масштабных цифровых платформ, которые одинаково доступны всем государственным органам. Такой подход реализует курс на цифровую трансформацию, при котором государственные сервисы становятся гораздо более удобными и взаимосвязанными. В рамках нацпроекта информационные системы интегрируются, появляются общие цифровые платформы и централизованное финансирование ключевых направлений цифровизации. Благодаря комплексной интеграции, государство проводит трансформацию управления и обеспечивает совместимость digital-инфраструктуры на всех уровнях.
Выгоды для игроков рынка и вклад в развитие инноваций
Рынок отмечает, что запуск новых принципов организации государственных IT-проектов принесёт выгоду и бизнесу, и государству. Компании, обладающие широким спектром технологических решений и экспертизой в разработке цифровых экосистем, получают уникальную возможность реализовывать комплексные проекты в более крупных масштабах. Централизация усилий дает государству возможность формировать стратегию развития не для разовых кейсов, а для всей экосистемы, отслеживать совокупный результат внедрения новых сервисов и использовать успешные решения в других проектах.
Кроме того, запуск единой методологической базы позволяет не только обмениваться знаниями и опытом, но и снижать риски ошибок. «Благодаря накоплению опыта и тиражированию успешных подходов, процесс внедрения инноваций значительно ускоряется», — уверена Полина Павлова, директор по работе с государственным сектором одной из ведущих IT-компаний. Такой обмен знаниями способствует постоянному технологическому росту сферы государственных услуг, что улучшает качество жизни граждан и эффективность институтов.
Оптимистичный взгляд в будущее цифровизации
Новая модель управления цифровыми проектами уже зарекомендовала себя с лучшей стороны: она способствует выработке универсальных стандартов, сокращает издержки, устраняет барьеры между ведомствами и дает импульс инновациям. Подобная система начинает формировать принципиально новые правила игры для всех участников цифрового пространства — от ведомств до частных подрядчиков и разработчиков.
Строительство единой цифровой экосистемы открывает перед государством широкие горизонты: упрощается координация между учреждениями, повышается качество сервисов и появляется возможность оперативно внедрять лучшие решения. Такой комплексный, взвешенный и открытый подход формирует крепкую основу для устойчивого развития государственного цифрового сектора и наполняет перспективу будущего ощущением уверенности и позитивных перемен.
Централизация, безусловно, приносит множество преимуществ, однако важно учесть и потенциальные риски такой стратегии. Введение дополнительных уровней управления в виде центральных исполнительных комитетов и специализированных проектных офисов может создать определённые сложности для поставщиков. Это может проявляться в усложнении коммуникаций и координации между множеством участников. Некоторые опасения возникают и в отношении применения общих стандартов: слишком строгая их интерпретация способна сдерживать появление уникальных и инновационных решений. Вместе с тем необходимо учитывать, что введение новых правил и рост требований по соответствию стандартам приводит к увеличению административных расходов. Для крупных компаний такие изменения, скорее всего, не создадут существенного дискомфорта, а вот представители среднего и малого бизнеса будут вынуждены дополнительно вкладываться в развитие своих процессов, чтобы соответствовать новым задачам.
Баланс интересов и новый подход к ответственности
Эксперты также подчеркивают необходимость чёткого распределения зон ответственности всех вовлечённых сторон. В реалиях сложных и масштабных проектов могут всплывать ситуации, когда взгляды ведомства и проектного офиса расходятся. Для поставщиков важно иметь понимание, на чём основывается принятие окончательных решений и кто берёт на себя обязательства по их реализации. Организация прозрачных и понятных механизмов взаимодействия снимает множество вопросов ещё на ранних этапах.
Несмотря на перечисленные вызовы, грамотное и своевременное устранение возможных трудностей на уровне регламентов и практик сотрудничества способно не только минимизировать негативные последствия, но и значительно усилить эффект внедрения единой цифровой модели. Такой подход позволит запускать новаторские проекты, способствующие масштабной цифровой трансформации государственного сектора. Именно эта перспектива открывает путь для опережающего развития и положительных изменений, отразится на эффективности работы всех участников, — уверена госпожа Павлова. Результатом станет более прозрачная, гибкая и эффективная система, в которой каждый сможет найти оптимальные пути для роста и современного развития. Поддерживая сотрудничество государства и бизнеса, создаются условия для формирования конкурентоспособной цифровой среды, где инновации становятся частью повседневной практики и открывают новые горизонты для всех участников рынка.
Источник: www.kommersant.ru





