Пятница, 23 января, 2026

Путин предлагает Трампу годовой мораторий по ДСНВ в условиях ядерного кризиса

-

Александр Ермаков анализирует предложение Москвы Вашингтону

Александр Ермаков, научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН
Фото: kommersant.ru

22 сентября Владимир Путин на совещании Совбеза заявил, что Россия готова сохранять ключевые ограничения Договора СНВ ещё 12 месяцев. Речь о предельных показателях: не более 700 боевых ракет, 800 пусковых систем и 1550 ядерных боеголовок. Эти параметры обе державы соблюдают с 2017 года.

Первая администрация Дональда Трампа не смогла договориться о пятилетнем продлении соглашения. Успеха достигли лишь с Джо Байденом в феврале 2021-го, за считанные дни до его истечения.

Последующая эскалация отношений привела к приостановке Россией участия в ДСНВ феврале 2023-го. Ключевой причиной стали требования инспекций на стратегических объектах, подвергавшихся атакам украинских дронов.

После вероятного возвращения Трампа в Белый дом звучат призывы к возобновлению переговоров, но эта тема остаётся периферийной. Всего за 4,5 месяца до краха договора невозможно решить накопленные проблемы — даже без иных трений между Москвой и Вашингтоном. На этом фоне разгораются споры: что делать "утром 6 февраля"? Сохранять статус-кво, оформлять заморозку или спешно наращивать потенциал? Дискуссия идёт и в США на фоне роста китайских сил, и в России — мнения расколоты.

Российская инициатива по сути отодвигает срочность решения. Год даёт шанс оценить перспективы нормализации отношений или начать предметные переговоры — с возможностью продлить "временные рамки". Предложение не жёстко привязано к сроку: позже будет решение о сохранении добровольных лимитов. Исторический прецедент есть: неоформленные, но реализованные "президентские инициативы 1991-1992".

За этот срок планы США по модернизации ПРО не успеют повлиять на стратегическую стабильность (вряд ли эффект проявится до 2030 года), хотя Путин подчеркнул: в долгосрочной перспективе их учтут.

Теперь слово за Вашингтоном. Прямой отказ выглядел бы нелогичным, поэтому вероятно ритуальное одобрение. Но "похоронить" инициативу могут позже — под предлогом наращивания сил против КНР или обвинив Москву в несоблюдении обязательств, особенно без возобновления инспекций.

Источник: www.kommersant.ru

Другие новости