Стабилизация биржевых цен и профессиональные прогнозы

После корректировки в середине мая, цены на дизельное топливо на Петербургской бирже вновь демонстрируют положительную динамику. С 21 по 26 мая стоимость летнего дизтоплива увеличилась на 0,7%, достигнув отметки 59,8 тыс. рублей за тонну. Эти показатели близки к значениям начала мая и, хотя пока остаются ниже максимумов начала апреля в 62,34 тыс. рублей, оптимизм на рынке сохраняется. На очередных торгах цена выросла незначительно — на 0,16%, что говорит о стабилизации ситуации.
По данным Минэнерго, ожидается, что суммарный годовой выпуск дизельного топлива в 2024 году превысит 81,6 млн тонн. Внутренний спрос на этот продукт находится на предсказуемом уровне — около 25 млн тонн. Аналитики отмечают: в стране сохраняется высокое предложение, и даже с корректировкой производства запасы дизтоплива по состоянию на конец февраля составляли 3,3 млн тонн. ФАС подчеркивает, что на фоне умеренного повышения цен — всего около 0,5% за год — нет оснований для введения ограничений на экспорт.
Причины профицита и динамика экспорта
Максим Дьяченко, управляющий партнер консалтинговой компании «Пролеум», подчеркивает: сейчас спреды между биржевыми и мелкооптовыми ценами фактически исчезли, а иногда становятся даже отрицательными. Это уникальная ситуация для российского рынка дизельного топлива за всю историю отраслевого мониторинга. Причина кроется в избыточном количестве продукта, при котором реализовать его с прибылью становится сложнее.
Одним из основных факторов, вызвавших такой профицит, эксперты называют не только стабильно высокое производство, но и сокращающиеся объемы экспорта. Дьяченко выделяет внешнеэкономические вызовы: санкционное давление, снижение спроса на традиционных зарубежных рынках, а также укрепление рубля — все это делает экспорт менее привлекательным и зачастую экономически непривлекательным для ряда поставщиков.
Сложности на внешних рынках усугубились в апреле, когда объем экспорта дизтоплива и газойля из России опустился до минимального за последние четыре месяца уровня — 825 тыс. баррелей в сутки, что на 53 тыс. б/с меньше мартовского показателя. Причиной эксперты называют масштабные сезонные ремонты на отечественных нефтеперерабатывающих заводах, в результате которых временно выводилось из работы значительное количество мощностей.
Взгляд со стороны малого и среднего бизнеса
Максим Дьяченко подчеркивает, что сегодня внутренний рынок — первое направление сбыта для производителей дизеля. Вместе с тем, он уверен, что какие-либо экспортные ограничения лишь усугубят ситуацию. Более гибкие малые и средние компании способны оперативно реагировать на изменения логистики и находить новые схемы поставок топлива за рубеж, способствуя тем самым общему балансу рынка. Именно поэтому поддержка экспорта — при правильной адаптации — выглядит приоритетной стратегией даже в условиях временного затишья на зарубежных рынках.
Позиция рынка по запретам и будущим тенденциям
Сергей Фролов, управляющий партнер NEFT Research, напоминает: в России нет острой необходимости вводить ограничения на экспорт дизельного топлива. Местное производство уверенно перекрывает внутренний спрос — на отечественных рынках реализуется лишь около половины выпускаемых объемов. Фролов считает, что дополнительные барьеры на экспорт могут привести к временному снижению загрузки заводов и даже остановке производства на некоторых площадках. Он отмечает: рынок стабилен, и никаких признаков серьезных рисков или негативной динамики эксперты NEFT Research не видят.
Во фронте прогнозов специалисты осторожны: потребительские цены на дизельное топливо в розничном сегменте могут расти темпами, чуть превышающими инфляцию, поскольку на них до сих пор влияет зимнее увеличение акцизов. Тем не менее, подобных процессов рынок не опасается, а долгосрочные ожидания по устойчивости сектора остаются позитивными.
Контролируемый экспорт бензина: взгляд Александра Новака
Параллельно с динамикой по дизтопливу регулируется и экспорт бензина. До конца августа этот вид топлива может вывозиться за границу только для предприятий с годовым объёмом производства свыше 1 млн тонн. Как подтверждал вице-премьер Александр Новак, рассматривается продление ограничительных мер и на сентябрь—октябрь. Отдельные участники рынка предлагают распространить данное эмбарго на постоянной основе — такая политика позволяет поддерживать стабильные внутренние цены за счет механизма демпфера и минимизировать воздействие глобальной волатильности на внутренний рынок.
Тем не менее, среди профессионалов рынка нет единого мнения. Многие эксперты сходятся на том, что экспорт должен регулироваться гибко, в зависимости от текущих балансов спроса и предложения, чтобы поддерживать стабильное развитие отрасли, не допуская избыточного давления на производителей.
Резервы роста и новые источники устойчивости
Несмотря на временные вызовы внешней среды, российский рынок нефтепродуктов обладает значительным запасом прочности. Минэнерго и ФАС уверены: защита интересов всех участников, гибкое регулирование экспорта и поддержка технологического развития отрасли станут основой для преодоления нынешних сложностей и выхода на траекторию устойчивого роста.
Текущая ситуация предоставила дополнительные стимулы для развития инновационных логистических схем, поиска новых партнерских рынков и повышения эффективности всей индустрии. Экспертное сообщество нацелено на аккуратное, взвешенное управление отраслью, что создаёт благоприятные условия для прогнозируемого роста и стабильности внутреннего российского топливного рынка.
Оптимистичные перспективы нефтяного сектора России
Российский нефтяной сектор — вопреки временному профициту и корректировкам экспортных потоков — демонстрирует адаптивность и способность преодолевать внешние вызовы. Благодаря скоординированной политике Минэнерго и ФАС, промышленность гибко отвечает на меняющуюся конъюнктуру. Эксперты, такие как Максим Дьяченко и Сергей Фролов, подтверждают: при сохранении баланса между внутренним спросом и разумным объемом поставок за рубеж, отечественный рынок дизтоплива сможет укрепить свои позиции и обеспечить дальнейшее стабильное развитие. Вектор оптимизма, отмечаемый профессиональным сообществом, становится позитивной отправной точкой для новых достижений российского топливного сектора.
Источник: www.kommersant.ru





